Мастер классы

Your browser doesn't support canvas.

Последняя премьера 2016 года -  фильм "Пассажиры", созданный компанией "Коламбия Пикчерз". Наш отзыв на эту картину. 

maxresdefault

Механик Джим Престон (Крис Прэтт) не может найти себе приложения на Земле, и в числе пяти тысяч землян отправился на другую планету, чтобы основать там колонию. Лететь долго – 120 лет – поэтому пассажиры погружены в сон, из которого они должны выйти за четыре месяца для прибытия. Но когда Престон просыпается, оказывается, что он проснулся один и лететь еще 90 лет! Снова заснуть не получается. За год Джим дичает от одиночества. Единственный, с кем он может общаться – бармен Артур (Майкл Шин), но это робот. Рассматривая спящих пассажиров, он видит красивую девушку и выясняет, кто она - Аврора Лэйн, писательница (Дженнифер Лоуренс). Она отправилась на новую планету, собираясь прожить там год, написать новую книгу и вернуться на Землю. Ей кажется, это будет уникальное приключение, как для человека, так и для писателя.

Джим, после долгих колебаний, решает разбудить Аврору. Он повреждает ее капсулу, Аврора просыпается. Все идет по плану Джима – они с Авророй сближаются. Но в тот день, когда Джим хотел подарить ей кольцо (хотя - что может значить кольцо в их ситуации?), Аврора узнает, что ее капсула не сломалась – это Джим ее разбудил. От любви до ненависти оказывается меньше шага.

Оба при этом видят, что электроника корабля сходит с ума, и понимают, что с кораблем что-то происходит. В один из дней просыпается помощник капитана Газа (Лоуренс Фишборн). Джим надеется, что член экипажа поможет во всем разобраться, но Газа говорит на это, что он помощник по пассажирам – то есть, многого от него ждать не стоит. Но с его помощью Джим и Аврора получают доступ в командный отсек. Выясняется, что корабль при проходе через метеоритный дождь получил множество пробоин, из-за чего повреждена и электронная начинка (в результате первого повреждения и проснулся Джим). Газа, проснувшийся насквозь больным, очень скоро умирает, а Джим и Аврора начинают вдвоем чинить корабль. При продувке ядерного реактора Джима выносит в открытый космос, но Аврора чудом спасает его, а потом реанимирует. В командном пункте есть медицинский агрегат, с помощью которого можно снова погрузить в сон – но только одного человека. Джим предлагает Авроре уснуть. Но она остается с ним.

Когда за четыре месяца до прибытия корабля пассажиры и члены экипажа просыпаются и выходят в центральный вестибюль, они попадают в райский сад – с деревьями, птицами и загруженными какой-то работой роботами, а голос Авроры говорит, что они с Джимом решили жить здесь и сейчас.

Если кому-то показалось, что в сюжете имеются натяжки – да, так и есть.

Метеориты пробили обшивку корабля насквозь. Между тем, когда Джим пытался вскрыть дверь командного пункта, у него ничего не вышло, хотя он использовал все, что нашел на корабле. Может, стоило из бронелиста делать обшивку корабля, а не двери командного пункта?

Еще больше удивляет легкость, с которой Джим и Артур ремонтируют начинку корабля – при том, что они не электронщики, и Газа явно не мог им сильно помочь.

В финале ремонта необходимо продуть термоядерный реактор. Или в будущем это обычное дело для механиков и писателей, или термоядерные двигатели в XXV веке будут не сложнее утюга. (Хотя ведь тоже – смотря какой утюг…) Ситуацию осложняет только то, что из-за неисправности затвора Джиму надо быть снаружи, в безвоздушном пространстве, под самой струей. Видимо, чтобы не сгореть, Джим берет с собой какую-то железяку (дверцу или что-то вроде того), намереваясь использовать ее как щит. С этого момента за авторов и актеров фильма становится уже совсем неловко. Термоядерная реакция – это то, что происходит на Солнце, пламя такой температуры должно оставить и от корабля (мы же помним, что он сделан, в общем-то, из картона), и от Джима лишь воспоминания. Актеры в этих сценах выглядят так, будто им самим неудобно за то, в чем они участвуют. Режиссер закрыл глаза, махнул рукой и до предела убыстрил действие - видимо, чтобы не дать зрителю задуматься над нагромождением нелепостей.

Да Бог с ней, с физикой, но у авторов фильма проблемы и с лирикой.

Помощник капитана возникает как-то странно, и так же странно, почти сразу, умирает – он в сюжете только чтобы открыть Джиму и Авроре доступ в командный отсек. В театрах Древней Греции и Древнего Рима, когда действие заходило в тупик, появлялся Бог из машины (Deus ex machina). Возможно, четыре-пять тысяч лет назад это выглядело режиссерской находкой, но сегодня это, мягко говоря, неуклюже.

Блокбастер делается блокбастером не от количества взрывов на минуту экранного времени, а от накала эмоций, который раз за разом выводит зрителя на новый уровень сопереживания героям. Но – только если зрителю есть, кому сопереживать. В "Пассажирах" об Авроре мы знаем только то, что она лауреат Пулитцеровской премии, о Джиме и того меньше, он просто механик. Папы, мамы, братья, сестры, возлюбленные, первое чувство, комплексы, привязанности, любимые собачки или котики – у Джима и Авроры нет ничего из того, чем авторы обычно наполняют своих героев. Если это авторская метафора (Джим и Аврора – Адам и Ева, первые люди, люди без прошлого, обреченные только будущему), то она не сыграла, потому что развития мысли не произошло. В результате Артур, робот-бармен, неотличим от главных героев - потому, что герои фильма неотличимы от роботов.

А может, авторская метафора состоит в том, что Джим и Аврора – Робинзон и Пятница? Однако и тогда фильм должен быть о другом. Двое пожизненно попали в отель-люкс, где все включено. Жизнь в Раю – наказание или награда? На что они употребят отпущенное время? Что поймут, через что пройдут, чем заплатят за свои знания? Не то чтобы в "Пассажирах" нет ответа на это – в 116 минутах экранного времени и вопросов таких нет. Решение Авроры остаться с Джимом, мысль о том, что Джим и Аврора решили быть счастливы здесь и сейчас, показаны мельком, впроброс, в тот момент, когда зритель уже начинает искать в темноте свои вещи. Хотя ведь это самое важное, разве нет? Фильм о выборе стал фильмом о ремонте. Кульминацией стало не то, катарсис оказался не там. Если он вообще был.

Фильм "Пассажиры" болен общей болезнью фильмов, которые создаются для кинотеатров IMAX или 3D – главным становятся эффекты. Что-то должно гореть, взрываться, рушиться и проваливаться к центру земли – иначе никак. История, характеры героев, идея, мысль, месседж - вторичны и примитивны. Форма выдавливает содержание. Кино низводится до набора простейших раздражителей. Но истину "Публика дура, но ее не обманешь" никто не отменял. "Пассажиры" получили низкий рейтинг критиков (33 процента из ста), в США провалились в прокате, и явно не принесут создателям ничего, кроме убытков. Продавать зрителю фантики без конфет становится все труднее. И это единственное, что радует в фильме "Пассажиры".