Мастер классы

Your browser doesn't support canvas.

Сегодня день рождения Василия Макаровича Шукшина. За многие годы я встречался с множеством людей, которые знали его – кто близко, кто нет, или даже только видели, но эта мимолетная встреча осталась в памяти и в моих блокнотах на всю жизнь. В 2012 году из этих материалов я сложил этот текст. Он вышел в "Алтайской правде" 20 иля 2012 года и потом вошел в книгу "История Алтайского края в лицах".

shukshin photo 791x600

Детство

Зоя Сергеевна Николаенко, Сростки, ансамбль «Вечерки» (беседа в июле 2009 года):

IMG 0144

- Детство у него ведь полуголодное. А уж смирный был... Мать, бывало, отведет его к бабке, посадит у печки на лавочку, он и сидит. Вечером они с Натальей придут домой, а если мать еще с поля не пришла, прямо у крыльца клубочками свернутся и ее ждут... Как-то, когда он уже был режиссером, нас собрали в клубе, Вася Шукшин хотел выбрать песни для фильма «Печки-лавочки». Мы запели, а у Васи смотрю - желваки ходят... Так ему эти песни душу бередили... Это ж детство было его, сибулонское…

(СИБУЛОН – Управление сибирских лагерей особого назначения. Сотня сростинских семей стали сибулонцами в одну ночь - когда мужиков забрали сотрудники НКВД. Теперь на берегу Катуни мужикам памятник: по трое-четверо Куксиных, Шукшиных, Поповых и других коренных здешних фамилий. – Прим. авт.)

Дмитрий Иванович Воробьев, сосед Шукшиных (июль 2007 года):

- Он книги все читал. Мать ругается, а он одеялом накроется и со свечкой читает. Мать рассказывала: «Как бы его ни ругала, а он читает…»

Мать

Ренита Григорьева, режиссер (июль 1999 года):

- Как-то мы вместе с Шукшиным приехали в Сростки к нему домой. У Шукшина в руках был чемодан. Шукшин все убыстрял шаг и наконец, подходя к дому, бросил чемодан и побежал. Они обнялись с матерью, будто не виделись век…

Галина Викторовна Овчарова, второй директор шукшинского музея (июль 1999 года):

IMG 0147

- Он весь свой заработок отдавал семье, делил между матерью и сестрами. Он чувствовал свой долг перед женщиной, которая дала ему жизнь, продала все, чтобы он смог поехать в Москву.

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

- Мать свою он очень любил. Мария Сергеевна простая крестьянская девка была. Но пользовалась авторитетом. Она где-то выучилась на парикмахера - польку, полубокс, три или четыре вида стрижек знала. А на селе парикмахер - большой человек. А потом еще и сын у нее такой оказался! Когда пережила его, тяжело ей было, горевала. Оттого, наверно, и померла. В столовой садилась за стол, упала и умерла…

Сростки

Чулпан Хаматова, актриса, приехала в Сростки при подготовке спектакля «Рассказы Шукшина» (август 2008 года):

Чулпан Хаматова и Юлия Пересильд в доме З С Николаенко

- Мы ведь совершенно современное пластиковое поколение. А там другая жизнь. В первый наш вечер в Сростках стоим на берегу Катуни. Видим: вышла женщина с коромыслом, пошла - массивная, великая, вечная. Мимо нас проплыла, вошла в воду, опустила ведра, набрала их и так же, не останавливаясь, ушла. И сразу ясно, что это другой мир... Мое сознание эта поездка перевернула. Есть у Шукшина рассказ «Сапожки», как муж купил жене красные сапожки. В Москве это было для меня чем-то абстрактным, я могла представить что-то от Гуччи или Версаче. А тут бабушки рассказали нам, как они мочили ноги в грязи, она обсыхала - и как будто ты в обуви. Так шли на вечерку. Только зная это, можно себе представить, какое признание в любви были эти сапожки...

Евгений Миронов, актер, приехал в Сростки при подготовке спектакля «Рассказы Шукшина» (август 2008 года):

- Я с радостью помог бы кому-нибудь из сросткинцев по хозяйству. Могу и огород вскопать! Но лопатить огород в августе уже без надобности, а копать картошку рановато. Да и люди не давали. Говорят: «Счас, одну секунду». Шмыг в подпол - и оттуда появляется арбуз! А потом еще что-нибудь… Чаще всего бутылочка беленькой… Но мы и сами не ходили в гости с пустыми руками: к бабушкам - с конфетами, к мужикам - с пол-литрой. Хотя наливали помаленьку, «для разговору»...

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

- А ведь повеселее раньше жили. Сейчас только ради Шукшина встрепенемся - и все. Раньше песни пели, драться ходили улица на улицу. Мы дрались с Голожопкой - это теперь улица Героя Советского Союза Фонякина. А тогда, до войны, Федор Фонякин был еще не герой, а милиционер. Бабы разругались, и Фонякина подол подняла и зад голый показала: «Вот тебе!» С тех пор ее прозвали Голожопка, а потом и всю улицу. Мы ходили туда драться из-за девчонок, Василий нам камни подносил. А потом и у самого на той улице девчонка появилась…

Про Марию Шумскую

Александр Михайлович Калачиков, близкий друг Василия Макаровича Шукшина (июль 2007 года):

- Как-то дома у Шукшина я его бумаги перебирал и в дневнике его прочитал про Машу Шумскую - что вот, мол, красивая девушка. Пришлось посодействовать. Позвал Василия к Ольге, своей подруге. А она позвала Машу. Тогда же мы не пили. Сели играть в карты, а Василия с Машей посадили играть в пару. А они не играют - все между собой переглядываются. Я говорю: «Что за игра?!» Мы с Ольгой пошли гулять, ну и они куда-то делись... Потом он уезжал на стройки, на службу во флот. Она ждала. Поженились в 1955 году, и почти сразу он уехал в Москву. Увиделись только в 1964-м - единственный раз. Я ему как-то упрек сделал - что ж ты так поступил с такой дивчиной?! Он говорит: «Да, старик, это было нехорошо». И больше мы эту тему не поднимали...

шумская

Мария Шумская - в центре

шумская1

Мария Шумская (в красном платке)

В Москву

Александр Михайлович Калачиков, близкий друг Василия Макаровича Шукшина (июль 2007 года):

- Мы в Москву вместе собирались. Не в артисты - работать. Но Василий уже в техникуме учился, у него был паспорт, а у меня - нет. (В 50-60-е годы паспорта деревенским жителям не выдавали, чтобы не разбежались, получить паспорт было целое событие. – Прим. авт.) Так он один и уехал. Нет ли у меня обиды на него? Что вы… Это его судьба. Если бы он остался, ничего бы этого не было и люди не знали бы Василия Макарыча... В 1954 году я служил в армии, пришел нам журнал «Советский воин», а там фотография студентов ВГИКа. Смотрю - вроде Вася?! Я написал письмо с одной фразой: «Вася, это ты?» И адрес: «Москва, ВГИК, Шукшину». И он прислал мне ответ тоже с одной фразой: «Старик, это я!»

Земляки

Алексей Иванович Ванин, спортсмен-борец, актер, близкий друг Шукшина (июль 2007 года):

- Познакомились мы на съемках фильма «Золотой эшелон». Был перерыв на обед, все разбились по компаниям, перекусывают тем, что сами принесли. Тогда ведь актерам из ресторанов обеды не возили. Шукшин сидит в уголке и что-то записывает. А я в кругу со спортсменами что-то балагурю. И тут Шукшин на меня посмотрел и говорит: «Парень, откуда ты родом?» Я так громко отрапортовал: «Алтайский край, Ребрихинский район, Яснополянский сельсовет, поселок Благовещенский!» Он тетрадку в карман и - на меня. Думаю: «Не в моем весе, улетит». А он обниматься начал. И уже позже я прочитал у Шукшина: «Когда встречу земляка, у меня мурашки от копчика до девятого позвонка». Вот этот порыв я на себе почувствовал.

Евгений Гущин, алтайский писатель (январь 1999 года):

- Один раз я его видел мельком. В Москве пошли в ресторан ЦДЛ, там стоит народ. Открываем дверь – за одним из столов сидит Шукшин и что-то людям читает. И его слушают… Я минуты две постоял, и меня ребята за руку вытащили: «Что, не услышишь, что ли, он же к нам скоро придет…» Он должен был прийти на Высшие литературные курсы выступить. Был как раз 1974 год, в журнале «Наш современник» мне присудили премию. Причем лауреатами премии «Нашего современника» были Бондарев, Шукшин, Юрий Нагибин и я. И я подумал: «Макарыч придет премию получать – и я его увижу». И еще подумал: «Только не скажу, что из Барнаула, скажу – из Бийска». Барнаул он не любил, и его здесь не любили. Но, к сожалению, не довелось. Теперь ездим в Сростки…

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

- Как приедет в деревню из Москвы - и на Катуни друзей и родных угощает. Бывало, идет к реке, стукнет в окно: «Дядь Мить, я приехал». Его родная тетка Невериха пришла как-то по воду, а он и ей наливает стаканчик. Она говорит: «Васька, а воду кто донесет?» Он говорит: «Это не твое дело». Зачерпнул воды, унес ей домой, а ее заставил выпить. Вот какой был.

«Живет такой парень» и Белла Ахмадулина

E50482DA 8514 48E7 A8CD CFB4D6F4E18A mw800 s

Борис Мессерер (сентябрь 2008 года):

- Нет, что вы, Белла не ездила на Алтай. Сцена, когда журналистка приходит к Пашке Колокольникову в больницу, снималась в Москве. Вообще, Белла очень не любит про этот фильм вспоминать. Ее на всех встречах спрашивают только про этот фильм, а про стихи не спрашивают… Да, они дружили с Шукшиным. Именно Белла переобула его из сапог в туфли – взяла за руку, отвела в обувной и купила Шукшину его первые туфли. А потом Шукшин как-то увидел фотографию Пастернака, копающего землю на даче, и радостно сказал: «Ага! А ваш-то тоже в сапогах!»

Семья

Лидия Федосеева-Шукшина, жена (март 1999 года):

- Мы вместе учились в институте – он на режиссерском, а я на актерском курсах, но особенно не общались: он на девять лет старше меня. Он был комсомольским лидером, а я вобще не была в комсомоле, меня не принимали. Бедовая была, острая на язык, такой лидер дворовой команды. Но я не очень и рвалась, мне скучно было на собраниях. А ему никак нельзя было не быть в комсомоле: иначе ему никто не дал бы снимать, особенно учитывая происхождение – репрессированного отца. Шукшин – сын врага народа. У нас даже конфликтные моменты случались. А потом вместе снимались и близко познакомились. Он иногда мог увлечься вином… Никого не слушал, а меня слушал, не пил. Правда, из десяти лет, что мы жили, восемь он не пил вовсе…
Ольга год назад поступила в литературный институт. Последний экзамен был самым серьезным: литературная работа и рассказ о творчестве кого-то из писателей. Она очень боялась, а я сказала: «Чего ты трусишь? Попадется билет номер тринадцать: «Творчество Василия Шукшина»!» Она, конечно, посмеялась, а потом звонит и говорит: «Пять! Билет номер тринадцать: творчество Шукшина». Сейчас она сидит дома с сыном Васей и пишет для себя, «в стол». Были предложения издать, но она отказывается: не готова. Маша родила второго ребенка – Макара. У меня внуки Вася и Макар и внучка Анечка, все как положено. С именами - никакой самодеятельности! Еще не хватало, чтобы какими-то другими именами назвали!

image qpHyRP8

Мария Шукшина, дочь (июль 1999 года):

- Мне было три-четыре года, когда он написал: «Хочу, чтобы Маша выучила два иностранных языка, научилась танцевать ча-ча-ча и варить суп-лапшу». И я об этом узнала, когда окончила иняз, переводческий факультет, получила специальность «Переводчик с английского и испанского». Я снимаюсь в кино – думаю, это сойдет за ча-ча-ча. У меня семья, дети, так что и с супом-лапшой он все угадал.

Работа

Мария Шукшина, дочь (июль 1999 года):

- Помню, я лежала у мамы в спальне и видела через стеклянную дверь, как у папы в кабинете горит свет. Он пил кофе, курил и писал. При таком режиме невозможно было должное внимание уделять детям. Единственное, что он делал: когда уезжал в командировки, писал нам письма. Были такие рукописные открыточки с рисунками, картинками…

Лидия Федосеева-Шукшина, жена (март 1999 года):

- Очень любил писать ночами. И всегда читал мне, что получилось. Конечно, дети, обеды, ужины… Он всегда спрашивал: как я, готова слушать? Иногда только, когда сил не было слушать, говорила: ну-ну? Это его раздражало. Во многих рассказах Василия Макаровича есть это «ну-ну?». Вообще-то, мне все нравилось, а когда начинала критиковать немного, он говорил: «Ну все, иди спать!» Но иногда все же признавал, что я права…

Здоровье

Дмитрий Иванович Воробьев (июль 2007 года):

- Чего уж, выпивал ведь он. Они с Бурковым приезжали, баню Василий топит - сам, матери не доверял - они с Бурковым бутылку белого, шампанского... А мать же им рюмку не даст. Но ковшик-то в бане всегда есть!..

Зоя Сергеевна Николаенко, Сростки, ансамбль «Вечерки» (июль 2009 года):

- Когда снимали «Печки-лавочки», Шукшин уже больной был... Помню, назначили съемку на рассвете. Мы приехали к дому, а Васи нет. Лидия Николаевна (Федосеева-Шукшина. – Прим. С.Т.) выходит, говорит: «Съемок не будет. Вася всю ночь на таблетках». У него и желудок болел, и сердце…

Последний фильм

ef232ccc018012b8639e4cd4c7ea854b229594f2

Лидия Федосеева-Шукшина, жена (март 1999 года):

- Недавно показывали «Они сражались за Родину» и впервые со времени съемок решила посмотреть. Одну серию выдержала, а потом разрыдалась…

Смерть

Мария Шукшина, дочь (июль 1999 года):

- Получилось так, что я была единственной, кто пошел его провожать, когда он уезжал на съемки «Они сражались за Родину». Мама была в командировке, Ольга играла во дворе, бабушка спала. И я пошла провожать его по двору, мы с ним дошли до конца дома, он отпустил мою ручку, говорит: «Ну все, Машенька. Я пошел, пока». Он прошел еще несколько шагов, повернулся ко мне – у него в глазах слезы… Эти слезы до сих пор в моем сердце…

Николай Иванович Дранников, житель станицы Клетской, участник съемок фильма «Они сражались за Родину», руководитель Волгоградского регионального отделения Российского центра искусств им. Шукшина (июль 1999 года):

- Сначала пошел слух, что танк задавил Штирлица - Тихонова. Потом выяснилось, что умер Шукшин. Сначала народ не поверил, а потом было страшное горе. Шукшина ведь все знали по «Калине красной» - у него была настоящая слава…

Алексей Иванович Ванин (июль 2007 года):

- Я встречал его гроб в Москве. Отснялся в «Они сражались за Родину» и улетел в Москву, потому что основная моя работа была тренером сборной СССР. Мне позвонили: «Вася помер». Взял ребят-борцов, поехал в аэропорт. Бондарчук был пепельного цвета. Шукшин был в металлическом запаянном гробу, а сверху - деревянный ящик. Мы оставили гроб в Институте Склифосовского, строго приказав не вскрывать без нас. Хотели похоронить Васю на Новодевичьем, а в те времена для этого надо было разрешение получить. У Шукшина для этого чинов и званий не хватало. Но дошли до Брежнева, и он повелел - хоронить на Новодевичьем. А когда приехали - гробы разломаны, Васю вскрыли. Три сторожа дежурят, а когда вскрыли, кто - неизвестно. Поэтому думаю я, что не все здесь чисто. Он ведь хотел снимать фильм о Стеньке Разине. Ему предлагали снимать что угодно - продолжение фильмов «Ваш сын и брат», «Живет такой парень». Но он думал только о Разине. С его талантом это была бы атомная бомба…

Могила Шукшина

Александр Михайлович Калачиков (июль 2009 года):

- Он переиграл сам себя. Влез в кирзовые сапоги, а потом хотел их скинуть - а ему уже не дают. «Печки-лавочки», гармошки-балалайки - снимай. А «Степана Разина», о России, о народе - это не дали. Он понимал, в чем причина, а выхода не видел…

Память

Галина Викторовна Овчарова, второй директор шукшинского музея (июль 1999 года):

- Музей был основан Дарьей Ильиничной Фалеевой, она понимала значение Шукшина и преклонялась перед ним еще тогда, когда для всей деревни он был «Васька, который пробился в Москву». В 1974 году я была свидетельницей, как в Сростки приезжали люди и целовали землю. В 1976 году, когда семье Шукшина вручили Ленинскую премию, состоялись первые Шукшинские чтения. Никто ничего официально не открывал: приехали любители Шукшина из Бийска, приехали помянуть, собрались на Пикете, тут хлынул ливень и все быстро ушли в ДК «Алтай».

Односельчане не понимали этого. Когда дом матери покупали под музей, в селе говорили: «Вот еще, Ваське музей! У нас вон Герой Советского Союза есть, полный кавалер ордена Славы!» Когда началась борьба за заповедник, тоже протестовали: «Что ж, это значит на Пикете коров не пасти?!» Мать, когда он был еще жив, писала ему в Москву: «Ты уж вставляй в свои рассказы наши, сросткинские, фамилии, а то меня заклевали». Она хотела, чтобы людям было приятно, чтобы они чувствовали, что Шукшин помнит о них. Он вставлял. Колокольников, Борзенков – это все местные фамилии. Но и тут не угодил – люди начали говорить: «А этого со мной не было!»

На улице Шукшина

Сергей Боженко, в конце 80-х годов главный художник Барнаула (2010 год):

Фото0432

- Еще в студенческие времена попалась мне книжка Шукшина «Однажды осенью». Потом смотрел фильмы. После учебы приехал работать в Барнаул. И все думал: почему улица Шукшина в городе есть, а хотя бы памятного знака на ней нет? Однажды попал на комиссию, отбиравшую работы к выставке. И там же Николай Звонков представил свой проект памятника Шукшину. Выставкому его работа не понравилась. Но я познакомил Звонкова с Василием Рублевым. Он вылепил голову Шукшина. Потом привел в мастерскую скульптора Михаила Кульгачева. Тот посмотрел на глиняную модель, взял лопату и «раздел» модель до самого каркаса. После этого Кульгачев начал лепить все заново. Все работали задарма. Но очарование таланта Шукшина было настолько сильным, что люди счастьем считали хоть как-то прикоснуться к этому делу.

Полторы тонны латуни, из которой отлит памятник, нашли буквально под ногами. На шинном заводе была литейка, и там нередко по каким-то причинам - форма разойдется, свет выключат или еще что - расплавленный металл выливали просто в землю и забрасывали землей. Когда прошел слух, что на памятник нужен цветмет, рабочие показали нам эти «захоронения».

У нас было волшебное слово: «Ты Шукшина уважаешь?!» Хороший пароль, не раз нас выручал. Когда выбрали место, оказалось, обзору мешает опора троллейбусной подвески. Я пошел к тогдашнему начальнику трамвайно-троллейбусного управления Николаю Панину. Произнес целый монолог про памятник, про опору. И в конце как-то совсем по-детски говорю: «Вы ведь Шукшина уважаете?!» Панин усмехнулся, вызвал главного инженера Рейнгольда. И одной проблемой стало меньше! Потом надо было найти место, где отливать фигуру. Литейка была на заводе «Трансмаш». Председатель горисполкома Владимир Баварин при мне позвонил директору «Трансмаша» Вадиму Каргаполову и спрашивает: «Вадим, ты Шукшина уважаешь?» И вопрос решился.

Задолго до этого местные литераторы обсуждали один из проектов, на котором у Василия Макаровича в руках была ветка калины. И поэт Вячеслав Козодоев сказал: «Веточку придется убрать. А если памятник Шукшину получится хорошим, то калина вокруг него сама вырастет!» Почти так и вышло: в ночь перед открытием памятника фанатики из управления по озеленению привезли куст калины и посадили позади памятника...

Смысл жизни

Татьяна Белевич, директор Русского духовного театра, где поставили два спектакля по Шукшину (июль 1999 года):

- Шукшин говорил: «Нравственность есть правда». Понимаете, в трех словах он все сказал! Он до боли, до болезненности искал правду, говорил ее. Бог есть любовь. Ту любовь, которую дает нам Шукшин в своих произведениях, трудно не увидеть: это любовь к человеку со всеми его недостатками, смешными и нелепыми сторонами характера.

Никита Михалков, режиссер (июль 1999 года):

- Шукшин – это русский противоречивый характер, от разудалого беспредела до глубочайшего покаяния, прежде всего – перед собой. Шукшин сказал: «Счастье – когда смел и прав». Эта мысль – на уровне Платона…

Алексей Иванович Ванин (июль 2007 года):

- Шукшин - он как моя родина, Алтай. Он точно такой. Он лучше нас чувствовал, больше нас понимал. Потому мы сейчас на этих чтениях, что он умнее нас всех…

Также читайте на нашем сайте интервью с автором книги о Шукшине Алексеем Варламовым.