Мастер классы

Your browser doesn't support canvas.

V M Klykov 1

Сегодня, 2 июня, день памяти Вячеслава Клыкова, скульптора, автора памятника Василию Макаровичу Шукшину, установленного на горе Пикет в Сростках. Мало кто знает, что это не единственный памятник Шукшину работы Клыкова.

Тут надо сделать отступление. Зимой 1995 года я был в Екатеринбурге. На особняке в центре города увидел вывеску «Компания "Полярные экспедиции"». Я удивился – Екатеринбург и полярные экспедиции?? Зашел. Оказалось, название не для красного словца: основатель и руководитель компании Сергей Соловьев участвовал в пятнадцати полярных экспедициях. Самая долгая и трудная продлилась с ноября 1982 года по июль 1983 года – за восемь месяцев они прошли десять тысяч километров от Тихого океана до Мурманска.

При чем тут Шукшин и Клыков? – спросит удивленный читатель. А вот: когда я поднимался по лестнице особняка, на одной площадке стояла статуя Высоцкого, а на другой – Шукшина, выходящего из дверного проема. Это первый памятник Шукшина работы Вячеслава Клыкова.

Клыков родился в 1939 году в деревне Мармыжи Курской области. Если название Шукшинской деревни – Сростки – понятно и объяснимо, то значение слова мармыжи туманно: то ли так называли овраги, которых вокруг много, то ли оно происходит от слова мар – одинокий курган.

Впервые Вячеслав увидел Василия в 1960 году в картине «Простая история». Шукшин играет деревенского парня, беспутного, но добродушного, который понял, что любит, да поздно. Это второплановая роль, второплановая история, главный конфликт фильма, как тогда было принято, между хорошим и лучшим – между героями Нонны Мордюковой и Михаила Ульянова. Но Клыков, видимо, разглядел недоснятое, услышал недосказанное. «Я понял – появилось подлинное лицо, правда…» - говорил он о своем впечатлении. Тут еще интересно: героя Шукшина зовут Ванька Лыков – почти Клыков.

Судьба не свела их, хотя и могла - с 1962 года Клыков учился в Москве, в академическом художественном институте им. Василия Сурикова.

После смерти Шукшина Клыков решил сделать ему памятник. Придумал: Шукшин в проеме двери на пороге деревенской избы.. То ли выходит к людям, то ли встречает гостей.

35147435 10209192522288999 9016449776777953280 n

Клыков надеялся, что эта скульптура будет установлена на могиле Шукшина. Уже отлил композицию из бронзы, договорился с Федосеевой-Шукшиной. И вдруг Лидия Николаевна заявила, что на могиле будет другой памятник… Так Шукшин остался в мастерской Клыкова.

Настали девяностые. Скульпторы-монументалисты остались без заказов. Клыков бедствовал.

Сергей Соловьев узнал о Клыкове от своего помощника по архитектуре Джангара Пюрвеева.

- Джангар, как творческая личность, знал Вячеслава Клыкова лично, постоянно общался с ним в Москве и как-то раз сказал, что надо бы помочь скульптору, находящемуся в бедственном положении материально... – рассказал мне Сергей Соловьев.

Его компания «Полярэкс», имевшая на тот момент 68 филиалов по всей России, занималась торговлей и снабжением труднодоступных уголков страны. Деньги в компании были.

- Все вопросы в «Полярэксе» решались коллективно и, хоть я и был руководителем, но уже не мог единолично тратить деньги коллектива по своему усмотрению. Коллектив поддержал эту покупку, и мы приобрели у Вячеслава Клыкова две работы. Это был скульптуры Владимира Семёновича Высоцкого в полный рост из тянутой меди и литая бронзовая скульптура Василия Макаровича Шукшина. Естественно, этот выбор неслучаен. У нас в полярной экспедиции все очень любили творчество обоих этих современников… - рассказал Соловьев.

В 1995 году Соловьев собирался выставить статую Высоцкого на благотворительный аукцион за несколько десятков тысяч долларов. Но то ли не выставил, то ли никто не дал за Высоцкого ожидавшихся денег – статуя осталась у Соловьева. Другой идеей Соловьева было подарить обе статуи городу, «но тогдашнее градоначальство заявило, что мы хотим нажить дешевый авторитет». (Тут, конечно, надо отметить, что авторитет не такой уж дешевый – эти работы Клыкова стоят миллионы рублей.) Потом у «Полярэкса» настали трудные времена. «Когда не хватало денег на зарплату я попросил выдать мне, накопившийся за несколько лет долг по зарплате, этими скульптурами. Возражений не возникло...» - вспоминает Соловьев.

Статую Высоцкого он подарил Новому Уренгою. Хотел, чтобы ее поставили на площади – но клыковский Высоцкий стоит в музее изобразительных искусств, чем Соловьев «не очень доволен, потому что договаривались о том, что Володя Высоцкий должен стоять на улице на открытом месте, доступном для молодежи».

В 2016 году в Новом Уренгое все же поставили Высоцкого «на открытом месте, доступном для молодежи», но другого, не клыковского, а «совместную авторскую работу специалистов ООО "Газпром добыча Уренгой" и художественного комбината ООО "Бронза и Камень"». Интересно, что Высоцкий комбината «Бронза и камень» очень похож на клыковского – он точно так же куда-то идет, несет в правой руке гитару. Точно так же тонкая футболка обтягивает торс. Только у Клыкова левая рука Высоцкого свободна, а у «Бронзы и камня» левой рукой поэт и артист держит закинутую через плечо куртку.

Статую Шукшина Соловьев оставил у себя. Говорит, что из того же Нового Уренгоя поступало предложение продать монумент за миллион долларов, но он не продал: «Хотелось оставить детям».

Соловьев говорит, что Шукшин всегда был для него фигурой особого масштаба: «Сегодня его творчество особенно нужно нашим соотечественникам. Я лично, члены моей семьи, особенно дочь постоянно держим его книги, что называется «под рукой». Нередко обращаемся к ним».

В десятых годах купить эту работу Клыкова надеялись в Бийске. Создали Общественный оргкомитет по установке памятника В. М. Шукшину, завели страницу в Facebook, взяли с Соловьева обязательство до 2015 года никому другому памятник не продавать. «У них был на примете и спонсор, богатый меценат - один из друзей Путина. Но что-то у них не получилось…» - говорит Соловьев.

За последние годы Соловьев обеднел. Он и сам болеет, и родственники, деньги ему нужны, поэтому клыковского Шукшина он уже дарить не хочет – хочет продать. С покупателями сложно. Процесс затягивается, поэтому цели, на которые будут употреблены деньги, меняются. Сейчас Соловьев полагает, что Шукшин вполне может помочь ему построить Арктиду - «государство бирюзового типа, без чиновников, без царей, королей, президентов и премьер министров».

«Уже сегодня восемь стран предложили нам свою территорию под этот уникальный социально-экономический эксперимент. Новая Зеландия, Полинезия, Канада, Россия, Италия, Греция, Испания, Норвегия… Видимо, это будет сеть анклавов нашей Арктиды. На этот проект тоже потребуются деньги. Возможно, Василию Макаровичу Шукшину предстоит оказать нам еще и такую помощь...» - написал мне Соловьев.

Понимает ли Соловьев, что в своей отчаянной попытке создать государство всеобщей справедливости и счастья он очень напоминает шукшинского героя Николая Князева (рассказ «Штрихи к портрету»)? Помнит ли, что у Шукшина есть еще один Князев – киномеханик, тот самый чудик из одноименного рассказа? Явно неспроста Шукшин породнил своих героев. Своими рассказами Шукшин удостоверял право всех непонятных, странных, особых быть собой.

А еще для меня тут угадывается сюжет Галатеи и Пигмалиона, только наоборот: статуя вдохнула душу в своего хозяина. Шукшин написал и об этом: в фильме «Странные люди» механик Колька режет из дерева фигурку Разина – а не получается. Но Колька рвет свою душу, и хоть бросает, в конце концов, фигурку в огонь, но сам становится другим – чище, больше.

Бронзовый Шукшин стоит теперь у Сергея Соловьева в саду. Каждое утро Соловьев с Шукшиным здоровается. А я вспоминаю шукшинское «Поеду на родину, к землякам – за руку подержаться…»

9999

Второй клыковский Шукшин – на горе Пикет в Сростках. С ним тоже вышла история. Клыков, к началу двухтысячных уже большой и признанный мастер, автор многих скульптур и памятников, изваял к 75-летию Василия Макаровича из бронзы. Шукшин сидит так же, как сидел в конце фильма «Печки-лавочки» - босой, сцепив спереди большие крестьянские руки. Сама фигура подсказывала, где ей стоять – только на Пикете. Но, как ни странно, возникали возражения. Говорили, что монумент бронзовый – распилят, сдадут на металл, придется возле него ставить пост милиции. Во избежание предлагали поставить Шукшина в людных местах – в центре села, или на въезде, возле рынка.

Статую уже привезли в Сростки, а споры еще шли. Разозленный Клыков грозил увезти памятник либо в Москву, либо на реку Шушу, откуда пошли корни Василия Макаровича (хотя перевоз двадцатитонного Шукшина стоил таких денег, что ему вряд ли кто верил). В конце концов, Михаил Евдокимов, ставший губернатором как раз в апреле 2004-го, постановил – памятнику быть на Пикете!

Я был в день открытия, 25 июля, на Пикете. По небу ходили чернильные тучи, парило, ветер рвал покрывало с монумента. Это был один из редких непогожих дней во время чтений. В таких случаях обычно говорят – небо плачет.

DSC 3984

DSC 3996

Василий Борматов, первый вице-губернатор края, с женой, Николай Харитонов, депутат Госдумы, Александр Назарчук, председатель краевого совета народных депутатов, Михаил Евдокимов, губернатор края, Михаил Лапшин, глава Республики Алтай.

Гостей было великое множество. Приехал Вячеслав Клыков, приехал Валентин Распутин.

DSC 3894

Валентин Распутин с Михаилом и Галиной Евдокимовыми

Когда со статуи сдернули покрывало, толпа вздохнула: «Он!»

DSC 3902

DSC 3916

Бронзовый Шукшин действительно живой. Он – такой же, как в последних кадрах «Печек-лавочек»: босой, в рубахе, сидит на родном Пикете, и смотрит на родные дали. 

DSC 4239

IMG 0045

«Когда-нибудь я вернусь на Родину навсегда…» - говорил Шукшин. Вернулся.

DSC 3912

К Клыкову подходили, поздравляли, спрашивали. Он стоял почему-то мрачный. Должно быть вспоминал весь путь – больше четверти века. Выглядел так, будто готов с кем-то подраться – вступиться за Шукшина. Я к нему тогда подошел, спросил что-то для газеты, и помню его взгляд – беспокойный, тревожный. Потом, слово за слово, он оттаял.

Он уже тогда был болен – возможно, думал, что это последняя или одна из последних его работ. Так и вышло – после Шукшина больших памятников он уже не делал. Вячеслав Клыков умер в 2006 году. Теперь и ему стоят памятники. Они далеко – в Курской области. Но когда мы приходим в июле на гору Пикет к Шукшину, мы приходим и к Клыкову. Такие вот круги жизни...

P.S. В этом году Василию Макаровичу Шукшину исполняется 90 лет. Это моя книга о нем.

Сергей Тепляков. Василий Шукшин.Презентация 26

Кому будет интересна эта книга?

Всем кто любит Шукшина-писателя, режиссера, актера. Учителям, преподавателям, студентам филологического, актерского, режиссерского профиля. Всем, кто хотя бы раз жизни бывал в Сростках на Шукшинских чтениях или мечтает там побывать.

Книга о Шукшине «А любить надо» - отличный вариант подарка. Она будет интересна и молодежи, и людям зрелым, для кого Шукшин был и остается классиком советского кино.

Как приобрести книгу?

По вопросам приобретения пишите на электронную почту: info@zolotoslovo.ru или teplyakovster@gmail.com

За фото спасибо Андрею Каспришину и Олегу Укладову.