Мастер классы

Your browser doesn't support canvas.

Сегодня, 1 июля, дата - 50 лет назад вышел первый мультфильм «Ну, погоди!» Такую дату надо отметить! И есть чем!

ну погоди

В канун 1998-го, Года Кролика, я нашел телефон Главного Зайца СССР - Клары Румяновой. Ну да, заяц - не кролик, логика хромает. Зато осталось интервью. Читайте! А в конце – мультик!

Клара Румянова

- Клара Михайловна, вы с самого детства мечтали стать актрисой?

- Да, так получилось, потому что моя мама мечтала стать актрисой, Царство ей Небесное, нет ее больше. У нас у всех – по папиной линии, и по маминой – все были с голосами хорошими. Все крещеные, и все пели на клиросе.

- А вы?

- Откуда – я при Советской власти жила, я и некрещеная, я крестилась недавно, когда мамы не стало. Мама мне не разрешала, хотя сама была крещеная. А папа у меня в 1941 году погиб. А она была коммунистка, отошла от веры… Когда ее не стало, я сразу пошла в церковь и окрестилась. Я давно тянулась в Церковь. Когда мамочки не стало, я сама у себя спросила благословения и пошла. И теперь я Екатерина. А Клара, кстати, одно из самых древних имен Земли, оно родом из Рима, папа дал мне это имя в честь совсем другой женщины…

- Клары Цеткин, наверное?

- Конечно. У меня ее портрет висел над кроватью. Когда мне исполнилось года три, мы тогда переехали на Украину из Петербурга, где я родилась. А я очень быстро схватываю родной язык. Я очень быстро развивалась – я в год говорила, ходила. И в три года подзываю папу к себе и говорю по-украински, показывая на Клару Цеткин: «Хто це така?»… А папа говорит: «Это Клара Цеткин». Ну, Цеткин у меня пролетело, а Клара застолбилось. И я говорю: «Яка стара!»…

- Отец ваш был профессиональным военным?

- Он был в больших чинах, они вместе с Брежневым в начале войны получили назначение в 18-ю армию. Папа очень рвался на фронт и нашему Верховному Главнокомандующему, вы понимаете кому, написал семь заявлений, что не хочет сидеть в штабе, что хочет в действующую армию. Он был полковой комиссар. Он попал на фронт и вскоре погиб под Ростовом-на-Дону. Причем, в свой день крещения. Он был назван в честь Михаила Архангела Архистратига, который велит названному в честь него быть военным и защищать Родину. И так точно и получилось. Так что, наверное, Боженька есть.

- А Брежнев помнил вашего отца, вас?

- Да, он мне помог, когда я переехала в Москву и у меня получилась катавасия с квартирой. Я жила в кооперативной квартире, и нам с мамой хотели уменьшить площадь. Мама говорит: «Мы пропадем – иди в канцелярию к Брежневу». А Брежнев уже был Генеральным секретарем. Я пошла в канцелярию, только подала письмо – на следующий день было прекращено все, что творили с нами. Все затихли, все узнали, с кем Румянова знакома!

 02

Клара Румянова с матерью

- Как вы познакомились с мужем – можете рассказать?

- Не надо, не люблю такие вопросы. Последнее время я ненавижу за это телевидение и всякие журналы. И я редко даю интервью. Вот сегодня я отказала журналу. Мне почти каждый день звонят, просят интервью. Недавно приезжали специально из Франции, из Америки специально, чтобы взять у меня интервью, снять меня для тех, которые удрали из России в Америку, причем, даже не нашей национальности, не моей, не русской. Они тоскуют по России, кидаются из окон от тоски. Мужик просил: «Клара Михайловна, дайте интервью, у вас самый высокий рейтинг! Все просят, чтобы вы выступили!...»

- Как вы поступали в театральный институт?

- Меня внимательно слушали, серьезно, но внутри, оказалось, они умирали от смеха. Наш курс набирали Сергей Апполинарьевич Герасимов и Тамара Федоровна Макарова – это мои учителя. Они потом мне рассказывали: «Мы сидели, зажимали рты, чтобы тебя не смутить. А внутри мы хохотали». Я читала хорошо, но почему-то я взяла монолог князя Андрея из «Войны и мира» – когда он лежит на Аустерлицком поле. А я должна была женский монолог какой-то прочесть. И потом они мне говорят: «Что вы нам споете?». У меня голос контральто – низкий очень сам по себе. Я пищу, вернее, пищала в «Союзмультфильме» – я не знаю, откуда что берется, прям как Боженька руководит мной. Дома у нас был патефон, пластинки Лемешева, и я знала все его арии наизусть. И я после князя Андрея как зафигачила арию из «Риголетто» – там все легли! Я все мужское пела, говорила за мужчин. А у меня такие огромные бантики были, мне еще не было 16 лет, и Герасимов говорит: «Какая талантливая девочка!».

- Как получилось, что вы в 15 лет закончили школу?

- Я была способная.

- И вот вы поступили, выучились, и?..

- Чтобы выбиться в люди, надо знакомства иметь, мужа, или пойти на грязный поступок – мне предлагали раза два или три «грязные поступки» вместе с главной ролью, вы понимаете, что я имею в виду. Я очень много потеряла в кино. Но у меня четыре главных роли есть – я не только мультипликационная актриса. В «Воскресении» по Толстому я играла революционерку Богодуховскую, у Гайдая в «Двенадцати стульях» – попадью, в «Звонят, откройте дверь», и вот завтра будет фильм «Жених с того света». Штук двадцать было эпизодов.

9fa3dfc5d71be33f80c90332119ba327

Клара Румянова в роли попадьи в фильме "Двенадцать стульев"

Я виновата сама – поссорилась с Пырьевым. А он был мстительный. Я такая вообще крутая девушка, если мне что-то не нравится, я посылаю далеко. Он мне предложил одну из главных ролей в своем фильме, а фильм слабый – «Испытание верностью». Я человек очень, мягко выражаясь, талантливый. Он меня знал, говорит: «Хочу тебе роль предложить, садись, читай». Я прочла, говорю: «Иван Александрович, ведь плохой же сценарий. И вы мне предлагаете. Вы же знаете цену мне!». И ушла. Он говорит: «Я генеральный директор на «Мосфильме», и пока я здесь генеральный директор, я тебя сюда не пущу! Только эпизоды будешь играть»… И действительно. Когда его сняла Фурцева, я сыграла в «Воскресении», в «Двенадцати стульях», но обо мне уже подзабыли – двенадцать лет он меня в кино не впускал!

- А здесь не могло помочь знакомство с тем же Брежневым?

- Я не люблю кланяться. Я девушка очень гордая.

- И вы пошли в мультипликацию?

- У меня мультфильмов более двухсот – я работала в Венгрии, в Болгарии, в Германии при Советской власти. Ездила по всему Советскому Союзу: в Прибалтику, в Среднюю Азию, на Украину, в Белоруссию – и везде писала мультфильмы. А попала так: много там работала, получился у меня один, второй удачный мультфильм, и меня стали на разрыв требовать. И до «Ну, погоди!» я три фильма у Котеночкина сделала, не помню уж, какие. Он работал с Папановым и со мной. Для мультфильмов обычно актеров пробуют, как и в кино. Но знакомых актеров не пробуют. И когда у Вячеслава Михайловича спросили, кто будет Волк и кто будет Заяц, он сказал: «Волк будет только Анатолий Дмитриевич Папанов, а Заяц будет только Кларочка с ее голубыми глазками». И Заяц в мультфильме с голубыми глазами.

заяц

- Как вы познакомились с Котеночкиным?

- Очень смешно. Это я вам расскажу. Мне в театре дали заявку, сказали: «Завтра у тебя запись у какого-то Котеночкина». Он тогда еще был малоизвестный. И я так себе нафантазировала: Котеночкин – это такой маленький мужичок, уютненький. Первый раз я шла к нему. Там такие высокие ступени, я поднимаюсь, и стоит на самом верху высокий мужик! Белокурый, молодой, голубоглазый! Я думаю: «О, мужик какой симпатичный!». Поднимаюсь по ступенькам, подхожу к нему – и так интеллигентно у него спрашиваю: «Скажите пожалуйста, меня вызвал Котеночкин на эту студию, где бы его можно найти?». И он таким басом говорит: «Это я!» И я: «Какой же вы Котеночкин?! Вы – Котище!» Там кто был рядом – попадали. Он сам рассмеялся. И мы начали работать. Я у него в первом фильме писала маленького щенка, который потерял своего хозяина-мальчика. Назывался фильм «Следы на асфальте». Я выла, гавкала – никогда не умела лаять, а тут даже охрипла вся.

101

Вячеслав Котёночкин

- Как происходила запись мультфильма?

- Вы даже не знаете, как делается мультфильм? Сначала пишется сценарий, потом музыка к нему. Придумываются куклы или рисованные персонажи, ищут актеров. Мы читаем сценарий, смотрим куколку или рисуночек, и идем к микрофону. И сначала записывают голоса, а потом под голоса рисуют мультфильм. Смена считалась три с половиной часа. Такой мультфильм, как «Ну, погоди» мы писали одну смену. Он коротенький.

- Три часа – и мультфильм готов?

- Нет, потом еще шесть месяцев они его рисуют.

- Ого!

- Да, вы знаете, как сложно: поднять ручку, хвостик, сделать, чтобы глазик мигнул! Это американские мультфильмы компьютером сделаны, а наши все нарисованы. Никто не думал, что будет сериал, хотели снять только один фильм. А сняли 17 серий. Я опаздывала всегда на запись, Папанов сидел и ждал. У него был театр, мультфильм, и снимался он. И у меня были концерты – огромное количество, я работала от эстрады. И на радио я работала, жила на разрыв, я уходила из дому ранним утром и приходила полуголодная к одиннадцати вечера.

 03

На озвучивании с Анатолием Папановым

- Что в денежном плане давали эти мультфильмы?

- Копейки платили. А сейчас мы просто не работаем. Я просто живу на одну вшивую пенсию.

- Если не секрет, сколько ваша пенсия?

- (После паузы) Пятьсот. Из них надо заплатить за квартиру и питаться. И донашивать то, что осталось от Советской власти. Нет «Союзмультфильма», и театр киноактера закрыт, я уже безработная много лет.

- Но вы же все равно остаетесь Главным Зайцем нашей страны…

- Да, остаюсь…

- Как-то печально вы об этом говорите…

- Так ведь ничего нет – ни «Союзмультфильма», ни работы…

- Вас по голосу узнают?

- Если я сделаю свой детский (меняет голос на «игрушечный») голос такой вот, сразу узнают. Я сама не знаю, откуда что берется. Подойду на рынке, скажу своим детским голосом: «Почем картошка у вас?» – сразу: «Ой, вы Румянова? Бери бесплатно».

- Последние годы нет фильмов, нет мультфильмов – чем вы занимаетесь?

- Я же теперь писатель и историк. Написала несколько исторических спектаклей и поставила это на радио. Я там и боярыня Морозова, и Алена Арзамасская, жившая в то же время, что и Степан Разин, ее сожгли, когда пытались взять в плен. Она с родины моей мамы. Так что во мне кровиночка Алены Арзамасской сидит. У меня заняты были люди из Малого театра, Вахтанговского, из Театра киноактера… И я хочу где-то найти человека, который любит Родину, и у которого есть небольшой мешочек с денежками, чтобы он дал их на маленький мой театр. Но, к сожалению, нет предпринимателей-патриотов…

- У вас много друзей?

- Я бы не сказала. Сейчас все раздружились, в унынии живут. Если бы был театр, он как-то объединял людей, а сейчас мы все поврозь, сидим дома, плачем.

- И вы тоже?

- Я плакать сейчас разучилась. Недавно меня пригласили в Большой зал консерватории, записать кассету с русскими романсами. Одна фирма записала несколько кассет с моими песнями.

- А мультипликация?

- Сейчас Котеночкин сделал с трудом мультфильм, где-то наскреб деньги. На студию нас не пустили. В подвалах писали, я одна озвучивала три голоса. Записали мультфильм «Попался, который кусался», года два назад записали, и все не доделают.

- Невеселая беседа получилась…

- А откуда она будет веселой?

- Что-то можете пожелать людям?

- Чтобы страна встала с колен, расправила свои плечики и начала работать. Работа – это главное. Работы, труда, и хотя бы полунормальной жизни…

- Счастья вам.

- Счастья нам всем…

Если кому-то финал интервью показался удивительно современным, то напомню - оно опубликовано в газете «Свободный курс» 1 января 1998 года.

И - мультик!!