Мастер классы

Your browser doesn't support canvas.

25 лет назад на экраны вышла "Полицейская академия-7: Миссия в Москве". Москва Москвой, а Барнаул в стороне тоже не остался...

заставка

27 августа 1994 года на экраны вышла "Полицейская академия-7: Миссия в Москве". В нем снимались барнаульские красавицы Елена Штиммер и Инна Якимова.

25186 1430778051531 1998436 n

Инна Якимова

schet194

Елена Штиммер. Да, ее фото были на обложках школьных тетрадей - уж не знаю, почему...

Так вышло, что попал в этот фильм и я.

На съемках "Полицейской академии" мы все оказались благодаря Наталье Кременской. Родом из Барнаула, она еще в советские годы уехала в Москву, работала на "Мосфильме", а в девяностые стала скаутом – человеком, который ищет новые лица для мира моды. Однажды приехала искать новые лица в Барнаул. Я тогда работал на ТВ, делал про это репортаж – так и познакомились. В ноябре 1993 года я на месяц приехал в Москву (у ГТРК "Алтай", где я работал, были в те времена отличные стажировки). Наталья обещала мне помочь с телефонами известных людей – я хотел набрать интервью. Когда я позвонил ей, она задала классический вопрос: "Хочешь сниматься в кино?!" А я дал классический ответ: да! Так я попал в массовку этого легендарного культового эпоса.

В назначенное время я явился в назначенное место – на проходную "Мосфильма". Какая-то дама-распорядитель сверила нас по списку и повела по мосфильмовским катакомбам в мосфильмовские пещеры Аладдина. Сейчас наверняка в коридорах " Мосфильма" плитка и ламинат, а тогда были голые бетонные стены с облупившейся штукатуркой. Пещеры впечатляли – огромные, с уходящими в перспективу рядами разной одежды, поделенной на сектора: тут сектор маршальских мундиров, тут – генеральских, там фраки, а вдоль этой стены – бальные платья. Мужчин отправили к сектору смокингов. Я нашел себе смокинг по размеру, но по неопытности (а откуда бы?) не знал, что к смокингу положен широкий пояс – так и ходил без пояса. У стены кучей лежали мужские туфли. Но я подумал, что у меня и свои хорошие. Они, и правда, были отличные – что-то вроде мокасинов, модный тогда фасон - но коричневые! А смокинг черный! Но это я понял уже только на съемочной площадке.

Разобравшись с костюмами, мы загрузились в автобусы. Мой сосед, плотный бородач, принявшись пить кефир, спросил, не встречались ли мы на съемках (он назвал фильм). Я сказал, что вряд ли – я в первый раз. Мы разговорились.

Тут я и узнал, что массовка – тоже профессия. У массовки есть свои картотеки, все друг друга знают, одни дружат с теми, другие – с этими, а есть те, кому доверяют эпизоды, иногда даже со словами, эти держатся особняком. Мой новый знакомый в каком-то фильме сыграл генерала без слов и тут тоже надеялся не потеряться в толпе.

Нашу массовку собрали для съемок сцены в казино. По фильму казино находится на теплоходе. Только сейчас, решив просмотреть фильм перед тем, как писать текст, я разглядел название теплохода – "Александр Блок"! – и понял, что это бывший "Дунай", тот самый корабль, который в 1974 году служил плавучим общежитием для съемочной группы фильма "Они сражались за Родину", и на котором умер Василий Макарович Шукшин!

блок2

блок

Заодно можно посмотреть, каким был "Александр Блок", пока его не переделали в плавучий ресторан "Чайка"

Однако мы на теплоход не попали – сцена в казино, как это обычно бывает в кино, снималась и не на теплоходе, и не в казино, а в "Олимпик-Пента-отеле" (теперь это отель "Азимут Олимпик Москва"), первой в Москве гостинице, перестроенной под европейские "четыре звезды".

Возле отеля стоял целый городок вагончиков – гримерки, костюмерные и что-то еще. Тут мы переоделись, нас причесали, загримировали и мы пошли.

В "Олимпик-Пента-отеле" было несколько залов (банкетных и для конференций) с названиями столиц советских союзных республик ("Ташкент", "Минск" и т.п.). В одном таком зале устроили казино - если внимательно смотреть фильм, видно, что стены "казино" тряпичные и окна нарисованные. Но рулетка, карточные столы, крупье – все было настоящее, из казино "Новый Арбат". Девчонки-крупье, отвыкшие работать днем, зевали, но, когда в перерывах между съемками американцы усаживались за столы играть в блэк-джэк, работали как механизмы.

Массовка, кто не в кадре, сидела в соседнем зале. В первый день главной темой разговора было, как будут кормить. Когда кто-то рассказывал о каких-либо съемках, непременно упоминал, как кормили. Незадолго до этого какой-то банк снимал рекламу, накрыли огромный стол – бутерброды с икрой и красной рыбой, водка "Смирнов". Массовка смела все при первом же дубле – для второго столы пришлось накрывать заново. Об этом рассказывали со смехом.

Надо помнить, что это 1993 год – страна только-только вылезла из кризиса, еще недавно были продуктовые карточки. Теперь же в коммерческих киосках имелось все, были бы только деньги.

Обед на площадке оказался по высшему разряду – в ресторане, с официантами. На лестнице служебного входа устроили что-то вроде буфета – термосы с чаем, кофе и бульоном. Массовка пообедала, попила чаю и тема кормежки отпала сама собой. Начались кинобайки, разговоры "за жизнь" - как в поезде. Помню одного массовочника - он рассказывал, что бывший офицер-подводник, намекал, что из спецслужб и в доказательство писал длинные строки на арабском справа налево.  

Часть массовки была с киностудии, часть – от Кременской. В той части, которая от Кременской, кроме нас, были, например, Анна Портная, "Мисс киношанс" одного из первых (1990) в СССР конкурсов красоты, Екатерина Кмит, внучка того самого Петьки из фильма "Чапаев", и Кирилл Андерсон, историк, доктор наук, на тот момент – директор Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦИХИДНИ, бывший архив ЦК КПСС). С Андерсоном мы беседовали об утопистах - самая подходящая тема в 1993 году, когда прошлое в развалинах, а будущее в тумане. 

Из звезд "Полицейской академии" на площадке были Рон Перлман (он играл Константина Коналли)...

перлман

Рон Перлман. Сейчас он известен по роли Хэлбоя. 

... блондинка с параметрами Анны Семенович Лесли Истербрук (сержант Дэбби Коллахан)

полицакадемия

Лесли Истербрук

...Чарли Шлеттер и Майкл Уинслоу (сержант Джонс, тот, который подражает разным звукам). Уинслоу, кстати, и правда умеет издавать кучу разных звуков – кофеварка, сверло, миксер, и т.д. Его постоянно тянуло что-то изобразить, он и в разговоре то и дело начинал жужжать, тарахтеть и позвякивать.

Остальные роли заполнили русскими актерами – например, Михаила Коналли играл Валерий Яременко. Мы с ним разговорились, он как раз в театре имени Моссовета пел Иуду в "Иисус Христос-суперзвезда". Спустя несколько лет он приехал в Барнауле петь Иуду в нашем театре оперетты, я пришел на интервью – надо было видеть его круглые глаза! Он понимал, что видел меня, и в то же время понимал, что видеть меня нигде не мог. "Мы вместе поднимали с колен Голливуд!" – сказал я, и он захохотал. (Его жена Елена потом снималась в рекламе и попала в первое шоу "Последний герой" – правда, первая из него и вылетела.) 

Полицейская академия

На переднем плане - Валерий Яременко

Очень быстро я начал понимать, что главное в кино – ждать. Ты ждешь, он ждет, они ждут. На съемку надо было приходить к восьми - я и приходил. И наблюдал, как просыпается киношный мир: вот появился ассистент режиссера, а вот - осветители... Ходят по площадке с таким видом, будто спрашивают себя: "Где я??" Семеро одного не ждут – это не про кино, ждут и еще как. У нас в самом конце съемок пропала девчонка из массовки – ее искали по всему отелю. Казалось бы – не звезда, но режиссеру нужен был именно этот кадр, а в этом кадре должна была быть девчонка именно в этом платье.

Вторая для меня новость – дублеры. Я знал, что дублеры исполняют за звезд трюки и снимаются в эротических сценах. Но оказалось, у звезд есть дублеры на подготовительный период - пока расставляют свет и прицеливают камеры. Это долго, утомительно, под софитами жарко – поэтому вместо звезд потеют дублеры. Их берут из массовки. Ну да, сидишь часами как манекен, творчество на нуле, зато платят больше, и можно говорить себе, что режиссер, как ни крути, тебя приметил, так что выбиться в дублеры – уже карьера.

Я в дублеры не попал. Зато меня определили за столик с какой-то сногсшибательной блондинкой. У нас на столе стояла бутылка с водой (под водку), у соседей – с чаем (под коньяк). На второй день у наиболее хватких граждан вместо чая был коньяк, вместо воды водка, но мы с моей соседкой держались в рамках – у нас в бутылке был тоник. По столам разложили сигареты, сказали, чтобы свои сигареты на стол никто не клал.

После того, как все уселись, всё расставили и разложили, какой-то дяденька сфотографировал каждый стол на "Поляроид". Как оказалось – чтобы предотвратить нередкие в кино ляпы, когда в этом кадре на столе так, а в следующем – совсем не так. Я обрадовался: "О, так нас крупно будут снимать!" Но, как позже выяснилось, рано радовался.

После фотографа по залу, внимательно глядя на всех, прошел Пол Маклански (мы уже знали, что это Пол Маклански). А тут надо сказать, что я был не только в коричневых туфлях, но и в белых носках. (В 1991 году я ездил в командировку на войну в Карабах, там и армяне, и азербайджанцы ходили так – в коричневых туфлях и белых носках. И я стал ходить.) Мои коричневые туфли Маклански еще как-то пережил, а вот белые носки – нет. Я подумал, что из кадра выгонит, но нет – он распорядился и мне тут же принесли черные носки.

Я называл эти носки голливудскими, собирался поместить в рамку под стекло и передать потомкам. Однако, по возвращению в Барнаул, они затерялись среди других таких же и сгинули вместе с ними. Можно, конечно, купить черные носки, поместить их в рамочку и всем говорить, что это – те самые! Но это будет же не то.

schet196

Наконец, раздался усиленный мегафоном голос: "Стендбай, плиз!... Энд… Прувит!" Знатоки кино тут могут придраться – что за "прувит", нет такого слова. Ну да, я его не нашел. В Интернете по запросу "команды на съемочной площадке по-английски" чего только не выскакивает. Но я на слух запомнил именно так: "Стендбай, плиз! Энд!! Прувит!"

Сцена в казино длится пять минут - с 42-й по 47-ю. Снималось это три дня. В первый день - крупные планы Коналли и его шайки. Наш столик оказался как раз за ним, так что вот тот силуэт за левым плечом Конолли – это я.

полицейская академия2

Во второй день я понял, что такое кино. Снимали сцену с песней Дэбби, сержанта полиции под прикрытием. Ее цель – войти в доверие к Коналли. В принципе, с ее размером груди это не должно бы составить проблем, но так получилось бы слишком легко. Дэбби в красном платье поет "Am I Blue?", извиваясь на черном рояле.

на рояле

Тут в плавучее казино ударяет боковая волна от пронесшейся "Ракеты", качка достигает критических величин, Дэбби соскальзывает с рояля прямо на руки пианисту, опрокинув его на пол и оказавшись на нем верхом. Эта картина поражает Коналли в самое сердце!

По драматургии – не Шекспир, а вот в инженерном отношении возникали затруднения: как Дэбби соскользнуть с рояля точно в руки пианисту? как им обоим оказаться на полу, не повредив друг друга? Когда получалось у одного, не получалось у другого, а когда получалось у обоих, что-то не выходило у оператора.

После тридцатого дубля одурели все – и те, кто снимался, и те, кто не снимался. "Am I Blue?" пели все, даже охранники (хорошо, что никто не знал перевод!). Актеры раз за разом падали с рояля на пол, вставали, отряхивались, и снова падали. "Американцы! – щелкали языком ветераны массовки. – Они всегда снимают до упора".

В результате на сцену ушло сорок четыре дубля! 44!!! СОРОК! ЧЕТЫРЕ! Снимали весь день – с утра до вечера, а на экране это – минута!

На третий день доснимали остальное – что нужно, что не нужно, и еще много чего про запас. Во второй день мы в кадре не были, а тут попали прочно.

В час ночи американцы закричали и захлопали в ладоши. "Чего это они?" – спросил я соседку. "Они отснялись. А мы еще нет".

В два ночи, наконец, отснялись и мы. Войдя в зал, где сидела массовка, я понял, что тут было весело – по углам стояли бутылки, на столе валялись обертки от шоколада и конфет. Но мы опоздали на этот праздник жизни. Я запрятал в сумку голливудские носки и пошел сдавать смокинг...