4 ноября 1959 года состоялась премьера фильма «Золотой эшелон», одну из главных ролей в котором сыграл Василий Шукшин.
Из книги "Шукшин. Честная биография":
В феврале 1959 года, после сдачи госэкзаменов, Шукшин пишет брату Ивану Попову: «сегодня опять уезжаю – в Воронеж. Знаешь – думал, думал – и решил еще раз сняться». Это о фильме «Золотой эшелон» режиссера Ильи Гурина.
Гурин на семь лет старше Шукшина, воевал, а после войны тоже учился у Ромма. Интересно, что и Валентина Беляева, жена Гурина, игравшая в «Золотом эшелоне» одну из подпольщиц, также училась у Михаила Ильича. Можно предположить, что Шукшин попал в фильм именно как «свой».
По жанру фильм – настоящий вестерн: «красные» угоняют «денежный поезд» – эшелон с частью золотого запаса адмирала Колчака. Им надо пробиться через контролируемую «белыми» территорию. В фильме много стрельбы, погонь, интересные образы как у «красных», так и у «белых». Шукшин играет Андрея Низовцева. Он комиссар того отряда, который под видом «белых» проникает на «золотой эшелон» и захватывает его. Шукшин при своей плакатной внешности одинаково достоверен и как рабочий, и как офицер.
Низовцев у него энергичен, с внутренним мотором. Он комиссар, но из тех, для кого в этом одни обязанности, и никаких особых прав.
Для выполнения задания ему не жаль своей жизни – и уж тем более чужой. С эшелоном захвачен его начальник, полковник Семицветов. Сначала Низовцев на вопрос, что делать с ним, отвечал беспечно: «Шлепнем! » Но вот они едут – два чужих и чуждых друг другу человека. Паровозу требуется уголь, а для этого Семицветов должен пойти на станцию. Семицветов отказывается, на что Низовцев без церемоний грозит:
- Не выполните приказ – расстреляем.
– Это вы умеете.
– Тогда мы вынуждены будем расстрелять вашу семью.
– Вы не посмеете, есть же у вас совесть!
– Совесть? – взъяряется Низовцев. - Вот ваша совесть! – и показывает в окно вагона на виселицу с повешенными.
Семицветов покоряется. В конце, перед решающим прорывом, Низовцев отдает полковнику пистолет и говорит: «Вы свободны». Тот грустно смотрит на него. За этим взглядом угадывается: «От тебя уйду, а от совести?» Низовцеву, видимо, нехорошо на душе, и он вдруг говорит:
– Мы вас заставили, некогда было убеждать. Но честное слово, вы когда-нибудь поймете, что вы очень помогли России. Идите к нам. Ведь Россия не умерла – Россия только начинается.
Полковник отвечает:
- Не могу. Долго объяснять, почему.
И спустя короткое время стреляется. Сцена эта короткая, но сильная и важная. Тут видна правда Семицветова: он помог врагу, сам себя за это осудил и сам привел приговор в исполнение. Таких белых в советском кино было наперечет. Даже в «Золотом эшелоне» остальные «белые» почти все – карикатурные пьяницы и олухи.
В финальном бою Низовцев погибает. Эшелон утыкается в снежный занос, золото прячут в яме, оставшийся отряд идет через лес, но утром встречает своих. Зритель понимал: наши победили! Жертвы не напрасны!
Премьера «Золотого эшелона» состоялась 4 ноября 1959 года. Очень быстро «Золотой эшелон» дошел до Сросток. В районной газете «Боевой клич» поместили, говоря нынешним языком, «анонс» – описание сюжета, заканчивавшийся словами: «Роль Андрея Низовцева в фильме исполняет наш односельчанин, выпускник Сростинской средней школы Василий Шукшин». Фильм в сельском клубе показывали 21 и 22 ноября.
Из Сростинских райсобеса и райпотребсоюза во ВГИК отправили благодарственные письма. Первое от полноты чувств написано в духе «Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа»: «Коллектив Сростинского райсобеса Алтайского края с чувством гордости относится к воспитаннику нашего земляка Шукшина Василия. Мы его хорошо знаем как хорошего товарища-земляка, и нам очень понравились его действия в данной картине "Золотой эшелон", а поэтому благодарим дирекцию киностудии за воспитание». А вот письмо райпотребсоюза: «Нам понравилось, как он исполняет роль комиссара. Мы думаем, что Василий не подведет своих земляков. А также спасибо всему учительскому коллективу за то, что сумели воспитать». За этим «сумели воспитать» чувствуется подтекст – справились с непутевым, вышел толк, а мы уж и не надеялись… Но, как ни крути, а это – признание!
С Воронежем у Шукшина через пять лет закрутится еще один сюжет: когда был закончен «Живет такой парень», его первая большая режиссерская работа, киноначальство решило, что это «мелкотемье», недостойное столичных экранов. И премьера состоялась в Воронеже, на заводе синтетического каучука.
Если это и была ссылка, то Шукшин вернулся из нее победителем: о том, как воронежцы смотрели и обсуждали фильм, написала газета «Правда», и после этого картину отправили на фестиваль в Венецию (!), где она получила Гран-При среди фильмов для молодежи, и на I Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде, где фильм получил премию «За жизнерадостность, лиризм и оригинальное решение». Словом, роль в "Золотом эшелоне" оказалась для Шукшина с продолжением, и не с одним.
Именно на съемках «Золотого эшелона» произошло знакомство Шукшина и Алексея Ванина, того самого, кто стал другом Шукшина и снялся в главном его фильме «Калина красная».
Ванин в свои тридцать четыре года – ветеран войны, спортсмен, чемпион Сибири и Москвы по классической борьбе, и одновременно – артист. Кинокарьера его началась в 1953 году с главной роли в фильме «Чемпион мира». Потом были две роли – помельче. В «Золотом эшелоне» он играл одного из атаковавших эшелон казаков.
О том, как состоялось знакомство, Алексей Захарович рассказывал:
- Был перерыв на обед, все разбились по компаниям, перекусывают тем, что сами принесли. Тогда ведь актерам из ресторанов обеды не возили. Шукшин сидит в уголке и что-то записывает. А я в кругу со спортсменами что-то балагурю. И тут Шукшин на меня посмотрел, и говорит: «Парень, откуда ты родом?» Я так громко отрапортовал: «Алтайский край, Ребрихинский район, Яснополянский сельсовет, поселок Благовещенский!». Он тетрадку в карман, и - на меня. Думаю: «Не в моем весе, улетит». А он обниматься начал. И уже позже я прочитал у Шукшина: «Когда встречу земляка, у меня мурашки от копчика до девятого позвонка». Вот этот порыв я на себе почувствовал...
Притяжение душ было взаимным и сильным. Ванин говорил так: «Моя жизнь делится на три части – до встречи с Шукшиным, после встречи и после смерти Василия Макаровича». Заболоцкий рассказывал, что Шукшин опекал Ванина «как брата родного, ценил его прямодушие и конкретность».
Думаю, роднило их не только землячество, но и сходство судеб: семью Ванина раскулачили, объявили врагами народа. Но когда началась война, он пошел защищать Родину. «Родине беда грозила. И не она нас раскулачивала...» – ответил он на мой вопрос. Точно так же и Шукшину приходилось разделять Родину и тех, кто убил его отца.
Интересно, что воевать Ванин начинал как снайпер! В одном из интервью он рассказывал о своем первом выстреле в человека: «Выходит немец - за водой, возможно, в колодец. И я в это время его на мушку. Меня вот так трясло. Я первый выстрел сделал, вот так трясло! Но я выстрелил. Он так и остался, как ведро подымал». Думаю, эту историю он рассказывал и Шукшину. Можно предположить, что из этого рассказа родился Бронька Пупков, меткий стрелок из рассказа «Миль пардон, мадам».
Ванин-борец угадывается в образах циркового борца из рассказов «Змеиный яд» и «Игнаха приехал» и написанного на их основе сценария фильма «Ваш сын и брат». Ванин рассказывал, что, прочитав сценарий, поддел Шукшина: «Вась, а ведь это я вроде сам все тебе рассказывал».
- Шукшин прищурился и мне в ответ: «Твое дело, Леша, сценарий прочитать и решить, сыграешь ты или нет…»
Ванин театральных институтов не заканчивал, актерское ремесло осваивал на практике, сибирский медведь в нем не поддавался дрессировке, это и привлекало Шукшина. Ванин рассказывал, что однажды в шутку спросил друга – может, стоит начать играть по Станиславскому? На что Шукшин отвечал: «Играть можно в водевиле или когда ты бабе голову морочишь после гулянки, доказывая, будто был на партсобрании. В кино надо жить, душу рвать!..»
... О том, как жил, работал рвал душу Василий Макарович, читайте мою новую книгу "Шукшин. Честная биография". По вопросам приобретения пишите на почту teplyakovster@gmail.com.