Полковая церковь" – так называется моя новая книга, которая в канун Николина дня (19 декабря) увидела свет, хотя и в крайне малом количестве экземпляров.
В 1905 году в Барнауле рядом с построенными ранее казармами Барнаульского пехотного полка для его солдат о офицеров была возведена церковь, освященная в январе 1906 года в честь Николая-Чудотворца и получившая в народе название "полковой". После революции, в двадцатые годы, она была разорена (снесли кресты, сломали колокольню), а позже, когда в бывших казармах полка расквартировали Барнальское высшее военное авиационное училище летчиков, стала солдатским клубом. Вот тогда, в 80-е, я и увидел ее впервые.
Рядом с церковью жил Александр Родионов, писатель, историк, краевед. Он рассказывал мне, что церковь находится на том месте, где в августе 1808 года стоял на молебне перед отправкой к западным границам России Томский пехотный полк, квартировавший в Барнауле с 1806 года. Полк этот участвовал в войне 1812 года и на две трети погиб в Бородинском сражении при обороне батареи Раевского. То, как в этой точке наша малая история края и города соединилась с большой, с историей России и Европы, поразило меня тогда. Это место - одно из тех немногих в Барнауле, на которых слышишь дыхание времени.
В 2013 году вышла в свет моя книга "Следы 1812 года" – о том, как территория нынешнего Алтайского края связана с наполеоновской эпохой и Отечественной войной. В числе прочих сюжетов, я описал историю храма, историю Томского полка.
С этой книгой я приехал к отцу Олегу Голубитских, ключарю Никольской церкви, и предложил написать историю церкви. Отец Олег сказал, что о храме собирался писать Александр Родионов, и даже по просьбе отца Михаила Капранова, настоятеля храма в 1996-2007 годах, изучал архивы. Но где эти материалы – неизвестно.
Вскоре после этого совершенно неожиданно нашлась папка с копиями архивных документов, ксероксами статей Родионова, старыми фотографиями - словно кто-то вынул ее из самого темного угла и положил на видном месте. Почти наверняка это и есть те материалы, которые собрал Александр Родионов. Мы с отцом Олегом поняли, что это очевидный знак – история барнаульской церкви Святого Николая Чудотворца должна быть написана.
Строительство храма в начале прошлого века, его судьба в Гражданскую войну, люди, так или иначе оказавшиеся в его стенах, советские годы, передача его Церкви и удивительная история восстановления, ставшая возможной только благодаря подвижничеству десятков самых разных людей – вот о чем эта книга. Мне хотелось напомнить, что восстановление Никольского храма произошло в те самые 90-е, которые в последнее время принято называть «лихими». Но была у тех лет и другая сторона – многие устремились к Богу, к Правде. Никольская церковь в ее нынешнем виде – материализация этого возвышения человеческого духа.
В книге огромное количество фотографий разного времени. Никольский собор в августе 1912 года, при праздновании 100-летия Отечественной войны, в январе 1913 года - при праздновании 300-летия Дома Романовых, в девяностые годы - после его передачи от армии к Церкви (храм еще без куполов, без колокольни). Патриарх Алексей Второй в мае 1991 года принимает ключи от храма при его передаче Русской Православной Церкви. Вот отец Николай Войнович на одной из первых служб в храме. А вот люди - их немало, они пришли в храм, в котором еще почти нет икон. Олег Шуркус, мастер из Палеха, работавший над иконостасом, Юрий Белозерцев, барнаульский казачий атаман, вместе с другими казаками восстанавливавший храм, Аарон Мартин, мексиканец из США, принявший православие и год служивший в Никольской церкви пономарем, - каждая фотография это судьба и поворот этой удивительной истории длиной в 110 лет.
В книге интересные сюжеты: оказывается, известный в советские времена писатель-натуралист Максим Зверев в Гражданскую войну служил офицером Барнаульского полка, и 16 сентября 1918 года того года был свидетелем на венчании своего сослуживца поручика Тарасевича в Никольском храме. Нам удалось восстановить судьбу первого настоятеля Никольского храма, отца Владимира Златомрежева: поверивший в революцию, перешедший в "обновленческую" церковь, он в тридцатые годы, когда большинство храмов, в том числе и Никольский, в Барнауле были закрыты, служил швейцаром в школе №27 Барнаула, был арестован, обвинялся в участии в заговоре. В вину ему вменялось, например, что он "читал детям нравоучения, что нельзя сыну или дочери рассказывать о делах родителей, каковы бы они ни были" – то есть, учил не доносить. Листы его уголовного дела, в том числе приговор и справка о том, что 24 сентября 1937 года отца Владимира Златомрежева расстреляли – самые страшные документы этой книги.
Сейчас готово буквально несколько экземпляров, сделанных методом оперативной печати. Прихожане храма узнали о книге 19 декабря, во время службы в честь престольного праздника Свято-Никольской к церкви. Люди тут же принялись спрашивать, где и как можно приобрести книгу.
Отвечаю: сейчас идет сбор денег на настоящий тираж – не менее тысячи экземпляров. При меньшем тираже книги на всех не хватит. Книга получилась красивая – с цветными фотографиями, буквицами, такой и хотелось бы ее издать, а это немалые деньги. Поэтому, если у кого-то есть желание помочь – буду рад!
Мы с отцом Олегом рассказали о работе над книгой в эфире краевого радио. Слушать здесь.