Новости

Your browser doesn't support canvas.

17 ноября в Музее истории литературы и культуры Алтая состоялась презентация книги Елены Огневой "Иван Пырьев" издательского проекта "Алтай.Судьба.Эпоха".

 IMG 1489Иван Пырьев родился в селе Камень (ныне город Камень-на-Оби) в 1901 году. Мальчишкой сбежал на Первую мировую войну, заслужил два солдатских Георгиевских креста, потом участвовал в Гражданской войне. В кино пришел через театр. Сыграв одну роль, решил, что его место – по другую сторону камеры.

Пырьев снял знаменитых "Кубанских казаков" – за этот фильм ему пеняли, называли "лакировщиком действительности". У Пырьева на это был свой взгляд – он считал, что показывает не иллюзию, а цель, не убаюкивает советский народ, а побуждает его к действию. Пырьев снял фильмы по Достоевскому – "Идиот", "Белые ночи" и "Братья Карамазовы". В работе над "Братьями Карамазовыми" Пырьев умер. Ему было 67 лет.

По форме, Пырьев прожил благополучную жизнь – его не репрессировали, опалы были 

IMG 1417

краткими. Орденоносец, неоднократный лауреат Сталинской премии, живой классик – но Елена Огнева в своей книге говорит не о форме, а о содержании, показывая, в каком аду, и не киношном, а реальном – жил этот человек, какие беды обрушивались на него, и как раз за разом он искал спасения в работе. Он снимал кино, чтобы не сойти с ума. Кино обезболивало его. Но с каждым разом требовалась все большая доза. Поэтому в его жизни появился Достоевский. В психологическом и психиатрическом мире героев Достоевского Пырьеву было комфортнее, чем в коридорах Министерства культуры СССР. Возможно, будь жизнь Пырьева легче, он не снял бы эти уникальные фильмы. Но без них он не был бы тем Пырьевым, о котором написана эта книга.

Возможно, сама Елена Огнева писала не о том. Однако масштаб личности берет свое. Пырьев был IMG 1547соавтором Достоевского – стал и соавтором Елены Огневой. Жизнь Пырьева – это сразу несколько сюжетов, спаянных воедино в один короткий век. Судьба бросала Пырьеву вызов и он никогда не уклонялся от него. Очевидно, что Пырьев и сам не старался ограничить себя только амплуа Художника – ему важно было оставаться еще и Гражданином. Противостояние Человека и Системы наиболее очевидно в истории создания Пырьевым Союза работников кино. Эта работа Пырьева сродни подкопу, который вел аббат Фариа из романа "Граф Монте-Кристо". В романе аббат, положивший на это жизнь, не смог воспользоваться дорогой к свободе. Так и Иван Пырьев – отдав созданию Союза кусок жизни, заработав на этом не один шрам на сердце, он в самом конце оказался отодвинут от руководства своим детищем.

(Неожиданно подумал, что в истории Алтая есть похожий сюжет – Иван Ползунов, умерший за несколько недель до запуска его паровой машины.)

Другую победу отняла у Пырьева сама Судьба – он умер незадолго до окончания съемок фильма "Братья Карамазовы". IMG 1552Елена Огнева отмечает, что это произведение стало последним и для Достоевского. Два художника огромного дара не дописали одно и то же полотно. Означает ли это, что оба заглянули дальше и глубже дозволенного? "Многия знания – многие печали" – говорил царь Соломон. Есть много способов увильнуть от предназначения, творческие люди смело и много комбинируют их. Но мог ли такой человек как Пырьев остановить себя? "Когда строку диктует чувство, оно на сцену шлет раба" – эту строку Пастернака можно смело отнести и к Пырьеву; он, крестьянский сын и внук, слышал чей-то приказ и повиновался ему.

В малом объеме книги (353 страниц) удивительная история Ивана Пырьева рассказана увлекательно, хотя IMG 1557и во многом пунктирно. Из каждого абзаца книги можно сделать главу, из каждой главы – новую книгу. По праву автора, Елена Огнева сознательно обошла сюжеты личной жизни своего героя. Возможно, зря – это ведь тоже Пырьев. Впрочем, автор не идеализировал своего героя. Иван Пырьев показан сыном своего века, но переросшим свой век. "Широк русский человек – я бы сузил", - говорит один из героев дважды неоконченных "Братьев Карамазовых". Жизнь пыталась сузить Пырьева. Сузить не смогла, но убить убила.

Он был слишком велик для той клетки, в которой ему приходилось жить. Можно только попытаться себе представить масштаб свершений этой уникальной личности в другой системе координат - экономических, политических и художественных...